Гумилёв, Николай Степанович родился 3 (15) апреля 1886 в Кронштадте, сын судового врача. Учился в Санкт-Петербургском университете и в Сорбонне; в литературе дебютировал как символист и ученик В.Я. Брюсова. Однако неопределенность эстетической программы символизма разочаровала Гумилева, он искал ясности, точности и употребления слов в их прямых, а не переносных значениях: для него роза была прекрасна сама по себе, как цветок, а не как романтический символ. Он первым ввел в русскую поэзию экзотические темы. В 1910 Гумилев был принят в редакцию журнала «Аполлон» в качестве обозревателя отдела поэзии.
В 1912 Гумилев организовал поэтическую группу акмеистов, куда входили его тогдашняя жена Анна Ахматова, С.М.Городецкий, О.Э.Мандельштам и другие.
Когда разразилась Первая мировая война, пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость и получил офицерское звание. Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистский переворот 1917, однако эмигрировать отказался. В 1921 был обвинен в причастности к заговору против советской власти и расстрелян 25 августа 1921. Первый сборник стихов Гумилева Путь конкистадоров (1905) был опубликован еще в студенческие годы. За ним последовали Романтические цветы (1908), Жемчуга (1910), Чужое небо (1912), Колчан (1916), Костер (1918), Огненный столп и Шатер (оба 1921). Он был первоклассным переводчиком и опубликовал полный стихотворный перевод книги Т.Готье Эмали и камеи (1914), названный «чудом перевоплощения». В прозе проявил себя великолепным стилистом, сборник его рассказов Тень пальмы был опубликован посмертно в 1922.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
Участий в СП:169
Сообщения: 3025 Откуда: Уфа, центр
Баллы репутации: 160
А мне из Гумилева этот стих нравится. Первый раз прочитала его лет в 15, до сих пор наизусть помню.
Волшебная скрипка Валерию Брюсову
Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, Не проси об этом счастье, отравляющем миры, Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, Что такое темный ужас начинателя игры!
Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки, У того исчез навеки безмятежный свет очей, Духи ада любят слушать эти царственные звуки, Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад и когда горит восток.
Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье, И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, — Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.
Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело, В очи глянет запоздалый, но властительный испуг. И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело, И невеста зарыдает, и задумается друг.
Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ! Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!
Участий в СП:343
Сообщения: 1014 Откуда: Телецентр
Баллы репутации: 27
Девочки, спасибо за тему. Такую кучу всего перечитала и вспомнила... Какие поэтические войны тогда гремели! Акмеисты громили символистов, Блок писал язвительнейшие статьи про Гумилева и других акмеистов, футуристы громили всех подряд...
Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - <искусства будущего>, выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
Цитата:
А. Крученых. Слово как таковое
У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел...
Здесь окраску дает бескровное пе... пе... Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют и стихи, построенные на
па-па-па пи-пи-пи ти-ти-ти и т. п.
Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звука и словосочетания:
дыр, бул, щыл, убещур скум вы со бу р л эз
(Кстати, в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Не безголосая, томная, сливочная тянучка поэзии (пасьанс... пастила..), а грозное баячь:
Каждый молод, молод, молод, В животе чертовский голод. Так идите же за мной... За моей спиной Я бросаю гордый клич Этот краткий спич! Будем кушать камни, травы, Сладость, горечь и отравы. Будем лопать пустоту, Глубину и высоту. Птиц, зверей, чудовищ, рыб, Ветер, глины, соль и зыбь. (Д. Бурлюк)
(PS Это я для воссоздания картины эпохи привела, как поэзию я программные произведения футуристов не воспринимаю, честно говоря )
По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. [cut=дальше]Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна.
И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906, Озерки[/cut]
Известно, что Блок обходил ночью все рестораны на Невском, везде выпивая у барной стойки, а утром просыпался где-нибудь в номерах. Пишут,что образ Незнакомки-это собирательный образ продажной женщины. Блока тянуло к "женщинам Достоевского". Позже признавался, что место действия драмы "Незнакомка" полностью "зарисовано" в пивной на Большой Зелениной и Геслеровского (Чкаловского) проспекта. Художник Юрий Анненков ( 1889–1974) пишет в воспоминаниях: «Студенты знали блоковскую «Незнакомку» наизусть <…> Две девочки от одной хозяйки с Подьяческой улицы, Сонька и Лайка, одетые как сестры, блуждали по Невскому, прикрепив к своим шляпам черные страусовые перья. "Мы пара Незнакомок, — улыбались они, — можете получить электрический сон наяву. Жалеть не станете, миленький-усатенький (или хорошенький-бритенький, или огурчик с бородкой) … "»
В кабаках, в переулках, в извивах, В электрическом сне наяву...
(Александр Блок)
"В электрическом сне наяву" означало "в кино", бывшем как будто сном наяву.
Девочки, спасибо за тему. Такую кучу всего перечитала и вспомнила... Какие поэтические войны тогда гремели! Акмеисты громили символистов, Блок писал язвительнейшие статьи про Гумилева и других акмеистов, футуристы громили всех подряд... (PS Это я для воссоздания картины эпохи привела, как поэзию я программные произведения футуристов не воспринимаю, честно говоря )
Участий в СП:343
Сообщения: 1014 Откуда: Телецентр
Баллы репутации: 27
Амитола писал(а):
это тот Д.Бурлюк, который художник?)
Ага, Давид Бурлюк, поэт и художник, один из основоположников российского футуризма (кстати, в музее Нестерова вроде самая большая коллекция его картин)
Ага, Давид Бурлюк, поэт и художник, один из основоположников российского футуризма (кстати, в музее Нестерова вроде самая большая коллекция его картин)
Вот, про Гиппиус) Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь. Журнал "L'Officiel". Русское издание. №41 октябрь 2002.
…Современники называли ее «сильфидой», «ведьмой» и «сатанессой», воспевали ее литературный талант и «боттичеллиевскую» красоту, боялись ее и поклонялись ей, оскорбляли и воспевали. Она всю жизнь старалась держаться в тени великого мужа – но ее считали единственной настоящей женщиной-писателем в России, умнейшей женщиной империи. Ее мнение в литературном мире значило чрезвычайно много; а последние годы своей жизни она прожила практически в полной изоляции. Она – Зинаида Николаевна Гиппиус. .... Современники утверждали, что семейный союз Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского был в первую очередь союзом духовным, и никогда не был по-настоящему супружеским. Телесную сторону брака отрицали оба. При этом у обоих случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые), но они лишь укрепляли семью. У Зинаиды Николаевны было много увлечений – ей нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной. Но никогда дело не шло дальше поцелуев. Гиппиус считала, что лишь в поцелуе влюбленные равны, а в том, что должно следовать дальше, кто-нибудь обязательно будет стоять над другим. А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел.
Все это позволяло недоброжелателям называть брак Гиппиус и Мережковского «союзом лесбиянки и гомосексуалиста». Мережковскому подбрасывались в квартиру письма: «Отомстила тебе Афродита, послав жену – гермафродита».
Она позволяла себе все, что запрещалось остальным. Носила мужские наряды – они эффектно подчеркивали ее бесспорную женственность. Именно такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст. Обожала играть людьми, ставить над ними своеобразные эксперименты. Сначала привлекает их выражением глубокой заинтересованности, очаровывает своей несомненной красотой и обаянием, а затем – отталкивает надменностью, насмешливостью, холодным презрением. При ее незаурядном уме это было несложно. Ее любимыми развлечениями было дерзить людям, конфузить их, ставить в неловкое положение и наблюдать за реакцией. Гиппиус могла принять малознакомого человека в спальне, неодетой, а то и вовсе принимая ванну. В историю вошли и знаменитая лорнетка, которой близорукая Зинаида Николаевна пользовалась с вызывающей бесцеремонностью, и ожерелье, сделанное из обручальных колец ее поклонников. весь тексттут
Участий в СП:457
Сообщения: 1132 Откуда: мкр. Молодежный
Баллы репутации: 10
Владимир Маяковский
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Участий в СП:457
Сообщения: 1132 Откуда: мкр. Молодежный
Баллы репутации: 10
Был вечер поздний и багровый
Александр Блок Был вечер поздний и багровый, Звезда-предвестница взошла. Над бездной плакал голос новый - Младенца Дева родила. На голос тонкий и протяжный, Как долгий визг веретена, Пошли в смятеньи старец важный, И царь, и отрок, и жена. И было знаменье и чудо: В невозмутимой тишине Среди толпы возник Иуда В холодной маске, на коне. Владыки, полные заботы, Послали весть во все концы, И на губах Искариота Улыбку видели гонцы.
Участий в СП:343
Сообщения: 1014 Откуда: Телецентр
Баллы репутации: 27
Черубина де Габриак или Виртуальная реальность начала ХХ века
КРАСНЫЙ ПЛАЩ
Кто-то мне сказал: твой милый Будет в огненном плаще... Камень, сжатый в чьей праще, Загремел с безумной силой? Чья кремнистая стрела У ключа в песок зарыта? Чье летучее копыто Отчеканила скала? Чье блестящее забрало Промелькнуло там, средь чащ? В небе вьется красный плащ... Я лица не увидала. <1909-1910>
* * * Серый сумрак бесприютней, Сердце - горче. Я одна, Я одна с испанской лютней у окна.
Каплют капли, бьют куранты, Вянут розы на столах. Бледный лик больной инфанты в зеркалах.
Отзвук песенки толедской Мне поет из темноты. Голос нежный, голос детский... где же ты.
Книг ненужных фолианты, Ветви парка на стекле... Бледный лик больной инфанты в серой мгле.
«В 1909 году редакция нового символистского журнала «Аполлон» получила стихи от таинственного автора по имени Черубина де Габриак. Стихи описывали католическую Испанию времени инквизиции, рыцарство и войны крестоносцев, поразительную красоту поэтессы, ее аристократическое происхождение, фанатический католицизм, мистицизм, духовные страдания, откровенную чувственность и демоническую гордость.
Черубина де Габриак произвела такое впечатление на редакторов, что они поверили в нее и приветствовали как «новую поэтессу» и «поэтессу будущего», которую ожидал русский модернизм. Иннокентий Анненский увидел в ней «Будущую женщину». «Байрон в женском обличии, но даже без хромоты», - написала о ней Марина Цветаева позднее, размышляя об авторском образе Черубины... Сентябрь-ноябрь 1909 года в русской литературе стали, по словам Цветаевой, эпохой Черубины». ... Черубиной была мистически настроенная поэтесса Елизавета Дмитриева, преподавательница гимназии, изучавшая испанскую средневековую литературу в Сорбонне. В жизни Дмитриева не была красавицей, хромала от рождения, но все же многие находили ее привлекательной. У Е.Д. были романтические отношения с Волошиным и Гумилевым, и оба в свое время просили ее руки. Коктебель, петербургский салон Вячеслава Иванова «Башня» - были тогда местами обитания этих поэтов. Максимилиан Волошин и предложил Дмитриевой втайне от всех эту мистификацию, и стал ее соавтором. Дальше здесь