Новости       |       Проекты       |       Фото-видео       |       Полезное       |       Награды       |       Форум       |       Реклама на сайте
Регистрация    Вход    Форум    Поиск   Newsletters    FAQ








Список форумов » Дети » Грудное вскармливание




 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 3 ] 



Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Прикорм. Когда? Как? Чем?
 Сообщение Добавлено: 07 ноя 2015, 01:53 
Не в сети
искушенная
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:06
Опытный участник СП
Участий в СП:9
Сообщения: 296
Баллы репутации: 6
Изображение
Всеми признано, что материнское молоко – это единственная идеально подходящая пища для младенцев. Однако, рано или поздно каждая семья начинает задаваться вопросом и о том, как грудному малышу ввести прикорм. Каким должен быть переход к другим видам пищи до сих пор остается поводом для многочисленных дискуссий, исследований и гипотез.

Отчего это происходит? С одной стороны, несомненно, малыш в свое время приобщится к питанию семьи. С другой стороны возникает масса спорных вопросов – когда и как это должно произойти. Каким должен быть этот самый первый прикорм и в какой срок его предлагать?

Отчего возникают подобные вопросы в настоящее время? Ведь дети как-то переходили от материнской груди за общий стол и раньше. Но время течет, многое в нашей жизни меняется, это касается и нашего питания. Невозможно не говорить о том, что изменения затронули способы выращивания продуктов, используемых в пищу; типы питания, способы приготовления и хранения; разнообразие доступных продуктов. И, к счастью, естественный отбор уже не так строго сохраняет только абсолютно здоровых малышей, а распространенность межэтнических браков (смешение генотипов) может дать непредсказуемую реакцию на разные виды питания. Прибавим сюда накопление медицинских знаний об особенностях пищеварения и развития иммунитета детей.

В итоге, как мы видим, самое главное, что мы можем с легкостью использовать в опыте наших предков в вопросах прикорма – это педагогика формирования пищевого поведения. То есть определенные правила отношения к питанию и поведения за столом.

Строгая медицина утверждает, что профилактика болезней лучше их лечения, и призывает относиться к началу введения прикорма как к медицинской процедуре – все по схеме, все в точных неизменных пропорциях и определенной последовательности (которая, к удивлению многих, меняется чаще, чем успевает повзрослеть поколение). Медицине вторит огромнейшая отрасль пищевой промышленности, для которой производство продуктов детского питания приоритетное и статусное направление – не каждое предприятие сможет обеспечить стандарты безопасности на должном уровне.

Но более всего эта теория строжайших мер прикорма и важности «особенной» детской пищи поддерживается загруженными работой родителями, для которых приобретение специального питания для своих дорогих чад – жест любви и признания, особенно если подобная процедура поглощает немалую долю семейного бюджета. Именно увеличение доли работающих матерей в свое время вызвало толчок развитию промышленного производства детского «специального» питания.

Но как же поступить тем, кто считает необходимым следовать принципам питания, свойственным его семье и не желающим попадания в «баночную» зависимость? Прежде всего – соединить мудрость предков и современные представления о человеческой физиологии.
Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста ВОЗ ЮНИСФ (http://www.who.int/features/qa/57/ru/) утверждает, что дети грудного возраста особенно уязвимы во время переходного периода, когда начинается прикорм. Таким образом, для удовлетворения их потребностей в питании требуется, чтобы прикорм был:

своевременным, т.е. он должен быть введен тогда, когда потребность в энергии и питательных элементах превышает то, что может быть предоставлено посредством исключительного и частого грудного вскармливания. Тот же авторитетный источник устанавливает понятие своевременности введения прикорма - не ранее 6 месяцев для здорового малыша, находящегося на исключительно грудном вскармливании. Именно в таком возрасте пищеварительная, ферментная, иммунная системы ребенка «дозревают» до употребления новых видов питания. Дети с проблемами со здоровьем (пищевыми расстройствами, склонностью к аллергиям, отставанием в развитии, нуждавшихся в докормах заменителями грудного молока или приеме лекарств) подобной готовности могут не проявлять.
адекватным, т.е. с достаточным количеством энергии, белков и питательных микроэлементов для удовлетворения возрастающих потребностей ребенка в питании; состоящим из продуктов, повышающих питательную и энергетическую ценность получаемого малышом питания. На практике это означает приобщение ребенка к разнообразной здоровой пище, потребляемой в семье, а не переход с материнского молока на картофельное пюре или манную кашу.
безопасным, т.е., пища должна готовиться и храниться в гигиенических условиях, а кормление производиться чистыми руками из чистой посуды. К счастью, современные условия жизни большинства семей удовлетворяют этому условию.
правильным, т.е. ребенка должны кормить в соответствии с его запросами и признаками насыщения, а частота кормления и метод приема пищи – при активном поощрении ребенка даже во время болезни к ее потреблению руками, ложкой или самостоятельно – соответствует данному возрасту. Это будет способствовать формированию у ребенка интереса к еде, принятому в обществе пищевому поведению и способствовать профилактике пищевого насилия.
Как же следует подготовиться к переходному периоду в питании малыша?
Во-первых, не делать из питания семьи таинства, во время которого недопустимо присутствие ребенка. Берите малыша с собой на руках за общий стол даже тогда, когда о введении прикорма размышлять еще рано. Пусть у него формируется представление о том, что подобные посиделки – очень важная часть жизни всей семьи, и он подрастает полноценным ее участником. Позволяйте ему изучать столовые приборы, повторять движения взрослых за едой, присматриваться к установленным правилам.
Во-вторых, обеспечьте себе надежный тыл знаний. Выясните семейную предрасположенность к аллергиям и непереносимости продуктов.
В-третьих, можно обратиться к накопленному мировому опыту и с осторожностью отнестись к следующим продуктам питания детей до года, чаще всего вызывающим аллергическую реакцию:

куриные яйца, особенно белок
мед
пшеница (и глютен в частности)
цельное коровье молоко
арахис
соя
шоколад (в том числе какао-масло)
цитрусовые
морепродукты, особенно не прошедшие термообработку
грибы
а также любые испорченные или сомнительные продукты.
В-четвертых, заняться оздоровлением питания семьи: исключить продукты, содержащие искусственные красители, консерванты, сократить количество вкусовых добавок в общих блюдах, исключить экзотические продукты из повседневного меню.
Обратить внимание на моменты, затронутые в данной статье, важно всем родителям, которые столкнулись с проблемами при введении прикорма. А также тем, у кого детки мало и плохо едят (очень избирательны в еде) и тем, кто хочет научить своего кроху самостоятельности и аккуратности за столом.
Если Вы уже задумались о введении прикорма своему ребенку или уже начали давать что-то пробовать своему малышу, если на пути освоения Вашим малышом новой пищи появились какие-либо трудности, Вы можете обратиться к консультанту по грудному вскармливанию, консультантам по прикорму. Консультант подробно расскажет о схемах введения прикорма, плюсах и минусах разных типов прикорма (педиатрического прикорма, педагогического прикорма), удобном совместном расположении за столом родителей и уже подросших детей, расскажет об организации совместных приемов пищи как в первое время, так и в более старшем возрасте ребенка. Кроме того, вы сможете подробно обсудить любые вопросы организации грудного вскармливания после введения прикорма ребенку.



Юлия Чистова, консультант по грудному вскармливанию
(под ред. Алёны Коротковой, психолога, консультанта по грудному вскармливанию)


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Прикорм. Когда? Как? Чем?
 Сообщение Добавлено: 07 ноя 2015, 01:54 
Не в сети
искушенная
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:06
Опытный участник СП
Участий в СП:9
Сообщения: 296
Баллы репутации: 6
Современные представления о прикорме. Методы и сроки введения прикорма
Вокруг прикорма сегодня существует немало спорных мнений. Несколько десятилетий назад давать прикорм начинали уже с трех недель жизни малыша, а теперь срок введения твердой пищи отодвигается все дальше и дальше. Мамы и в особенности бабушки оказываются в затруднении, да и часть врачей не успевает освежить свои знания… Каковы же современные представления о прикорме?

Что такое прикорм
Подходы к прикорму пытаются объяснить множество терминов. Мамы, активно общающиеся в интернете, наверняка слышали о так называемых педагогическом и педиатрическом прикорме, практики которых активно объясняют различия между этими системами… На самом деле все проще. Всемирная Организация Здравоохранения, после нескольких больших исследований питания малышей по всему миру, дала рекомендации по прикорму, которые вполне согласуются со взглядами большинства опытных матерей.

По формулировке ВОЗ, введение прикорма – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку или адаптированной смеси. Сначала дети получают пищу переходного периода - это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка; а затем настает время пищи с семейного стола. Дети физически способны потреблять продукты с семейного стола к возрасту одного года, после чего эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения
особых потребностей грудного ребенка.

Когда?
Как это ни удивительно, но еще в 30-40х годах прошлого века оптимальным временем начала прикорма педиатры называли шесть месяцев. Раннее начало прикорма в 50-60х годах было напрямую связано с широким распространением искусственного вскармливания и тем, что матери очень рано выходили на работу, а тогдашние смеси не удовлетворяли потребности ребенка в витаминах.

Со временем, когда состав смесей совершенствовался и поступали все новые результаты исследований о здоровье детей на раннем прикорме, сроки прикорма отодвигались все дальше. От трех недель к полутора месяцам, потом – к трем, к четырем, и наконец – к шести. Проверка временем показала, что довоенные педиатры были правы.

В чем же опасности слишком раннего прикорма? Оказывается, чем раньше он введен, тем больше угроза диспептических заболеваний и пищевых аллергий из-за незрелости детского кишечника. На этом фоне возрастает риск недостаточности питания, ведь незрелый детский организм еще не вырабатывает в достаточном количестве ферменты, помогающие усваивать «взрослую» пищу. Исследования, которые постоянно проводит ВОЗ (последнее из них – в семи странах по всему миру, в 2002 году) подтвердило, что введение прикорма раньше шести месяцев увеличивает риск заболевания пневмонией и повторяющегося отита из-за снижения общей сопротивляемости организма малышей. Дети, которые кормились только грудью на протяжении первых шести месяцев жизни, начинали раньше ползать и ходить по сравнению с детьми, получавшими прикорм вскоре после исполнения четырех месяцев. По всем этим причинам начало прикорма с шести месяцев - это официальная рекомендация министерств здравоохранения большинства стран мира, в том числе США и России.

При этом реально введение прикорма может начинаться и несколько позже, если созревание малыша задерживается или кроха болен. Бывает, что мама переживает: ребенку уже семь месяцев, а никакого интереса к прикорму он не проявляет, да и признаки готовности к получению прикорма еще не все проявились – неужели кормить насильно? Конечно, этого делать не нужно! ВОЗ в своих рекомендациях указывает, что если мама полноценно питается, то ребенку гарантированно хватает всех питательных веществ и микроэлементов грудного молока примерно до 8 месяцев. Глобальная рекомендация о начале прикорма с 6 месяцев сделана с учетом того, что реально далеко не все матери сегодня питаются нормально, особенно те, кто живет в странах "третьего мира"!

Чем?
Цель прикорма состоит в том, чтобы обеспечить малышу дополнительное количество энергии. А поскольку желудочек у него совсем еще невелик, то при энергетической ценности ниже, чем у грудного молока получается, что ребенок, наоборот, теряет в энергии и пищевых веществах. Поэтому продукты для прикорма должны иметь высокую плотность энергии и микронутриентов, и давать их нужно маленькими количествами и часто. Слишком жидкая (10%, как советовали раньше) каша, бульон и тому подобные продукты не могут выступать в качестве прикорма – для малыша это серьезная потеря в качестве пищи!

После полугода вещества, которых первыми начинает не хватать ребенку, это железо и цинк. Поэтому в качестве первого прикорма ребенку рекомендуются каша или овощи, в которых железо и цинк находятся в достаточно легко усвояемых формах. Если ребенок плохо набирает в весе или у него жидкий стул – лучше начать с каш, если же малыша чаще крепит, то начинать стоит с овощей. Второй прикорм, соответственно, овощи или каша, третий – мясной, и уж потом все остальное.

Второй прикорм вводится параллельно с первым спустя месяц. Ориентироваться надо в первую очередь на овощи и фрукты сезонного периода и нашей широты, избегая экзотики. Как правило, первые овощи в рационе - кабачок, цветная капуста, морковь. Кому-то удобнее использовать пюре фабричного приготовления, хотя надо быть готовой к тому, что очень долго баночку почти целиком будет съедать мама. Кто-то просто добавляет овощи в рацион всей семьи, в таком случае
для приготовления овощей хорошо использовать пароварку: еда готовится быстро, а витамины сохраняются в большем количестве. Готовые овощи можно измельчить блендером.

Каши, с которых начинается прикорм, должны быть гипоаллергенными: это рис, гречка и кукуруза, которые не содержат глютен – растительный белок, часто вызывающий аллергическую реакцию. И всегда нужно помнить, что ни один отдельно взятый продукт не может обеспечить организм всеми пищевыми веществами. Например, картофель обеспечивает витамином С, но не обеспечивает железом, в то время как хлеб и фасоль обеспечивают железом, но не витамином С. Ценность грудного молока и даже адаптированной смеси весь первый год остается значительно выше, чем любого другого продукта, поэтому не торопитесь променять порцию маминого молочка на морковку или яблочко!

Что же касается питья, то необходимость в нем возникает, только когда малыш получает уже значимые порции прикорма. В большинстве случаев это происходит после 8-10 месяцев, а то и позже. Параллельно с введением прикорма мама может предлагать малышу попить компот или водички из чашки, но если кроха отказывается – настаивать не нужно.

Как?
И все же на практике основная проблема прикорма состоит не в том, чтобы накормить малыша какими-то определенными продуктами, а в том, чтобы вообще его накормить. Почему же многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, мама должна всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Как же вызвать интерес к еде? Обычно детки в возрасте около 5-6 месяцев начинают проявлять пищевой интерес, то есть требовать то, что едят родители. Вместе с тем малыши довольно подозрительны и консервативны, они обычно предпочитают не совать в рот то, что им совсем незнакомо. Поэтому, для того чтобы пробудить у ребенка желание есть что-то, помимо материнского молока, надо сажать его с собой за стол (вместо отдельных кормлений). Ребенок должен видеть, как члены его семьи обращаются с едой, и что они едят с аппетитом, есть им нравится. Чаще всего бывает так, что малыш некоторое время просто наблюдает (предлагать ему без его просьбы ничего не надо), а потом - иногда через пару трапез, иногда через несколько дней - обязательно начинает просить дать и ему. Мама с учетом этого просто держит рядом чистую ложечку для малыша и кладет на свою тарелку немного еды, которую планирует дать в качестве прикорма (если домашняя пища, то, конечно, отложенная еще на стадии готовки, чтобы была без специй, молока и т.п.), и когда малыш начинает просить - даже не с первого раза, а когда он проявит яркую инициативу - дает немного предназначенной ребенку еды, одну-две чайные ложки. Если ребенок просит еще – на первых порах давать не стоит, это может оказаться ненужной нагрузкой на пищеварение. Если ребенок, наоборот, морщится и выплевывает - не нужно настаивать и тем более ругать, это будет способствовать формированию негативного отношения к еде. Просто предложите в другой раз другую пищу, а через некоторое время можно предложить и то же самое. Есть интересная закономерность, которая говорит о том, что для того, чтобы у ребенка появился аппетит к какой-то еде, ему нужно попробовать ее 8–10 раз, а явное повышение положительного восприятия пищи происходит после 12–15 раз. Поэтому те продукты, от которых ребенок первоначально отказывается, позже нередко принимаются.

Часто распространенное мнение, что груднички позже начинают проявлять интерес к еде с семейного стола, при правильном вводе прикорма оказывается ошибочным. Как показала практика, при грамотном и бережном вводе прикорма малыши на грудном вскармливании быстрее начинают проявлять интерес и активно есть с семейного стола! Исследователи высказали предположение, что это связано с тем, что в отличие от «искусственников», получающих питание промышленного производства с одним и тем же вкусом, груднички уже привыкли к разным оттенкам вкуса и запаха, передаваемым с материнским молоком.

Если же малышу уже около года, а прикорм он ест в минимальном количестве – это не должно становиться поводом к отмене кормления грудью или отказу от адаптированных смесей. Малыши очень долго не ассоциируют процесс насыщения с родительским столом! Стимулом попробовать твердую пищу для него служит интерес и желание вести себя «как взрослые», а вовсе не желание насытиться. И отмена обычного источника насыщения очень часто приводит к тому, что есть твердую пищу в большом количестве малыш так и не начинает – если мама не помогла созданию интереса ко «взрослой» еде, он не возникнет на пустом месте. Верным путем становится отказ от желания накормить ребенка немедленно большим объемом еды, а прохождение всех этапов прикорма заново, хотя у подросшего ребенка каждый этап будет занимать не месяц-два, а неделю-две. Итак, какие же этапы должен пройти малыш в развитии интереса к пище с семейного стола?


Примерные этапы прикорма.

Первый этап: 6-7 месяцев.

На этом этапе основная цель состоит в том, чтобы малыш попробовал вкус другой пищи и научился есть с ложки. В это время малышу предлагается очень небольшое количество прикорма, всего одна-две чайные ложки за раз и всего один-два раза в день. При этом крохе нужно время, чтобы научиться губами снимать пищу с ложки и перемещать ее внутри рта, поэтому часть пищи может вываливаться из ротика – это еще не значит, что ребенку не нравится еда. Основным источником получения энергии является грудное молоко, а для «искусственников» - адаптированная смесь. Кормление грудью при этом продолжается по требованию, а смесь дается в тех же количествах и с тем же интервалом, что и раньше!

Пища, которую получает малыш на этом этапе – размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара, соли или острых приправ. Это может быть как монокомпонентное пюре или каша фабричного изготовления, так и сваренная дома еда: размятый рис, мягкая густая каша, овощное пюре. Для более мягкого вкуса и лучшего усвоения можно добавить в пищу для малыша сцеженное грудное молоко или смесь.

Второй этап: 7-8 месяцев.

Когда малыш может не только сидеть без поддержки, но и переносить предметы (например, ложку) из одной руки в другую – можно давать уже более густую пищу и добавлять новые оттенки вкуса. Кормление грудью продолжается при этом по требованию, но надо помнить, что нередко детки в это время начинают просить грудь реже. Чтобы количество молока, необходимое малышу, не уменьшилось, эксперты по кормлению детей раннего возраста советуют предлагать прикорм только после кормления грудью.

Пища этого этапа - хорошо проваренные размятые мясо (особенно печень), бобовые, овощи, фрукты и различные зерновые продукты. Сахар и соль по-прежнему не приветствуются! Мама предлагает пищу два-три раза в день, малыш съедает по-прежнему понемногу, но уже из более широкого диапазона продуктов.

Третий этап: 8-10 месяцев.

Настало время учиться справляться с небольшими кусочками пищи. Мама уже не только кормит с ложки, но и предлагает крохе такую еду, которую он может сам взять пальцами: ломтики фруктов, несладкое печенье, кусочки сыра или морковки. Кормление грудью продолжается по требованию, но параллельно с едой мама предлагает малышу еще и питье из чашки: это может быть вода, компот или кисломолочные продукты. Груднички могут отказываться от дополнительного питья, переживать по этому поводу не стоит: грудное молоко по-прежнему удовлетворяет нужды малыша при условии кормления по требованию, так что мамино дело – предоставить возможность выбора. Деткам, которые кормятся смесью или преимущественно смесью, после 9 месяцев можно уже давать немодифицированное коровье молоко.

Еда должна быть разнообразной и содержать фрукты и овощи, бобовые и небольшие количества рыбы, кефира, мяса, печени, яйца или сыра. Грудничкам пища предлагается три-четыре раза в день, а дети, которые не кормятся грудью, должны питаться не менее пяти раз в день.

Четвертый этап: 10-12 месяцев.

Это последние месяцы введения прикорма, когда взрослые все еще дают ребенку адаптированную пищу и следят за ее количеством, чтобы кроха не съел слишком много или слишком мало. Грудное молоко продолжает составлять важную часть рациона питания и предпочтительно должно быть главной жидкостью в течение второго года жизни и даже дольше.

Продукты на этом этапе должны быть рублеными или размятыми, а мясо - прокручено на мясорубке. В каждый прием пищи включаются продукты, которые можно брать пальцами: маленькие кубики фруктов, овощей, картофеля, сыра и мягкого мяса, чтобы приучать малыша есть самостоятельно и определять консистенцию продуктов. У грудничков в это время три основных приема пищи чередуются с двумя легкими закусками.

К возрасту примерно одного года дети могут есть обычную пищу с семейного стола и не требуют специально приготовленных блюд. По-прежнему не рекомендуется добавлять соль, и ограничение соли пойдет на пользу всей семье. Дети едят медленно, поэтому необходимо особо позаботиться о том, чтобы можно было уделять им дополнительное время и внимание. Ругать малыша, если он с чем-то не справился или от чего-то отказывается, нельзя, пища должна быть источником положительных эмоций!

Частые ошибки при введении прикорма

прикорм – не самоцель. Мама, дающая своему крохе прикорм, должна твердо понимать, что прикорм – это не основное, а именно дополняющее питание. Не нужно стараться дать ребенку определенное количество прикорма во что бы то ни стало! Всегда должны учитываться обстоятельства. Прикорм вводится позже недоношенным деткам и малышам с аллергией. Новые виды прикорма не вводятся во время болезни и после прививок! Во время болезни или прорезания зубок аппетит малыша резко падает, и это закономерно – прикорм нужно отложить, ведь на переваривание непривычной для организма пищи тратится энергия, нужная для выздоровления.
сок не является продуктом первого прикорма. Он не подходит даже для второго или третьего прикорма. Крохе нужно большое количество энергии, а физически он способен употребить совсем немного еды. Поэтому продукты, которые он получает, должны иметь определенную энергетическую плотность, иначе возникает риск недоедания. К тому же в стаpых советских книгах соки рекомендовались в качестве добавок, корригирующих недостаток витаминов в смесях полувековой давности производства. Иначе говоря, прикорм рекомендовали начинать с соков потому, что предполагалось, что мать уже не кормит грудью (нормой считался очень ранний выход на работу), а смеси не дают ребенку нужного количества витаминов. Сегодня и матери часто кормят грудью до года и более, и адаптированные смеси значительно улучшили свой состав! Раннее введение соков не имеет смысла именно потому, что это прямое вытеснение гораздо более полезной для ребенка пищи, при этом содержащиеся в соках фруктовых кислоты без смягчающего воздействия содержащейся во фруктах клетчатки достаточно агрессивны. В среднем у каждого третьего ребенка введение соков ранее 9 месяцев вызывает аллергические реакции и расстройство пищеварения. Мало того, благодаря сочетанию высокой кислотности и сахаров фруктовые соки при активном употреблении часто становятся причиной раннего детского кариеса. Так что с соками лучше подождать – спустя некоторое время они могут стать малышу друзьями, но пусть это произойдет попозже.
прикорм до года не должен вытеснять грудное молоко или адаптированную смесь. Всемирная Организация Здравоохранения, а за ней и последние рекомендации Минздравсоцразвития России специально и неоднократно подчеркивают, что прикорм не заменяющее питание, а именно дополняющее. К сожалению, многие врачи-педиатры до сих пор исходят из устаревших рекомендаций по питанию, которые давались таким образом, чтобы к году кормление грудью было окончено, и ребенок был полностью переведен на «взрослую» пищу. Сегодняшние рекомендации, наоборот, говорят о том, что кормление грудью очень полезно продолжать и после года, поэтому и прикорм полезно давать вместе с кормлением грудью, а не вместо кормления грудью. Иначе действительно в год или даже раньше оказывается, что молоко у мамы закончилось.

Если прикорм начинает заменять собой кормления грудным молоком, это приводит к снижению лактации и соответственно к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ. Ни один продукт по своей ценности не может сравниться с ценностью грудного молока, поэтому нельзя допускать, чтобы количество молока, которое получает малыш, становилось меньше за счет увеличения прикорма! Наоборот, по мере роста малышу требуется больше энергии, и прикорм должен возместить эту недостающую энергию при том же количестве грудного молока или адаптированной смеси, что и прежде. И параллельно со введением прикорма мама продолжает кормления грудью по требованию.

То же самое касается и деток-искусственников. Многие мамы испытывают большой соблазн месяцам к 8-9 совсем отказаться от смесей и перейти на продукты прикорма. Тем более, что экономически это выгоднее, особенно если готовить прикормы самостоятельно. Но дешевле – не значит лучше для ребенка! Самой подходящей пищей для ребенка до года является, конечно, грудное молоко, а вслед за ним – адаптированная смесь. Все остальные продукты сильно отстают даже от адаптированной смеси по биологической доступности и питательной ценности. Возьмем, к примеру, то самое железо, о необходимости которого для деток так много говорится врачами: в грудном молоке уровень его доступности для малыша составляет около 50%, а в детских смесях – уже около 15-20%. Казалось бы, и так большая разница, но из красного мяса железо усваивается примерно на 10%, а из специально обогащенных железом овощей и зерновых продуктов – всего на 4-5%! Так что для искусственников прикорм до года точно так же должен оставаться именно дополняющим питанием, а основную необходимую им энергию нужно получать из адаптированной смеси по возрасту.

Приложение 1: продукты, которых долго нельзя давать детям

кофе, черный и зеленый чай препятствуют усвоению железа, нужно избегать их употребления до двух лет. После наступления этого возраста рекомендуется все же не давать детям чай во время еды, чтобы не мешать усвоению железа.
травяные чаи: ВОЗ предупреждает, что из-за малых размеров тела и быстрых темпов физического развития младенцы менее защищены, чем взрослые, от фармакологических эффектов некоторых химических веществ, присутствующих в травяных чаях. Пока что недостаточно научных данных, которые подтверждали бы безопасность различных трав и травяных чаев для грудных детей, но уже доказано, что большинство травяных чаев – в частности, популярный чай из ромашки – оказывают такое же отрицательное влияние на усвоение железа, как и обычный чай, и тем самым способствуют развитию анемии.
молоко с низким содержанием жира не рекомендуют давать примерно до двух лет: из-за низкой пищевой ценности малыш недополучает энергии.
мед часто содержит клостридии, вызывающие ботулизм. Их там очень мало, и кислота, содержащаяся в желудочно-кишечном тракте взрослых, уничтожает клостридии. Но у деток до трех лет кислоты для этого недостаточно, поэтому возможно развитие ботулизма.
грибы – пища, которую тяжело переваривать даже некоторым взрослым. Детям не рекомендуется употребление грибов до трех лет: тяжелый для усвоения белок часто вызывает расстройства пищеварения.

Приложение 2: признаки готовности ко вводу прикорма

Из давних времен пришли к нам два главных признака того, что малыш готов к получению новой пищи: когда у него появляются новые зубы и он научился сидеть.

Сегодня специалисты предлагают учитывать также следующие признаки:
угасание выталкивающего рефлекса – если малышу попадает что-то в ротик, он не стремится тут же вытолкнуть это языком;
удвоение веса при рождении (а для недоношенных деток предлагается говорить об утроении);
малыш может осознанно отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился;
ребенок учащает прикладывания к груди либо не наедается обычной порцией смеси;
наконец, кроха проявляет пищевой интерес: активно интересуется, что же там едят родители.

Обращаем внимание родителей на то, что одного-двух признаков из этого списка еще недостаточно для ввода прикорма: должна проявиться большая их часть, а лучше – все. В большинстве случаев это происходит как раз к возрасту около полугода, хотя иногда немного раньше или позже.


Ирина Рюхова,

член Ассоциации Консультантов по естественному вскармливанию


Вернуться к началу 
 Заголовок сообщения: Re: Прикорм. Когда? Как? Чем?
 Сообщение Добавлено: 07 ноя 2015, 01:55 
Не в сети
искушенная
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12 мар 2010, 15:06
Опытный участник СП
Участий в СП:9
Сообщения: 296
Баллы репутации: 6
ведение прикорма. Начало нового этапа жизни с малышом.

Опубликовано в журнале «Мой ребенок» в марте 2010 года.


Как вводить прикорм? Когда начинать? Какие продукты и в какой последовательности следует давать ребенку?...
Эти и множество других вопросов волнуют родителей не меньше, чем когда-то внушали трепет приближающиеся роды. Интуитивно возникает ощущение, что введение прикорма – это начало нового этапа в жизни ребенка. Вокруг раздаются советы старшего поколения, психологическое давление оказывает реклама детского питания, педиатры и врачи разнятся в рекомендациях… И несмотря на все это, молодым родителям рано или поздно придется сделать решительный шаг – познакомить младенца с взрослой пищей.

Почему «с взрослой пищей»?
Есть замечательная книга американского педиатра Р. Мендельсона « Как вырастить ребенка здоровым вопреки врачам». В ней он подробно рассматривает историю и причину появления промышленного детского питания. Рекомендуем ее для ознакомления с теми процессами, которые в нашей стране только зарождаются, а в Америке уже давно пришли к своему логическому печальному завершению. Все очень просто: сначала младенец не получает маминого молока - кормиться искусственными смесями, а затем он просто не способен адекватно усваивать обычную еду в том возрасте, в котором он, по идее, должен начать ее получать. И для решения этой проблемы было разработано специальное адаптационное питание – каши, консервы, напитки, молочные и мучные продукты, которые рассчитаны на особенности развития желудочно-кишечного тракта малыша – «искусственника». Этот момент необходимо учитывать тем мамам, которые смогли сохранить грудное вскармливание в течение первых месяцев жизни ребенка. Для «грудничков» специальное детское питание не требуется! Они могут сразу переходить на обычные свежеприготовленные качественные продукты, минуя необходимый для «искусственников» этап адаптационного кормления.

Не будем торопиться…
Родителям, желающим более подробно ознакомиться с научной базой, на которой основаны рекомендации по введению прикорма у грудничков, рекомендуем ознакомиться с материалами, издаваемыми Всемирной Организацией Здравоохранения и Международной Молочной Лигой («LLL». Официальная рекомендация – исключительно грудное вскармливание ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев после родов. До этого возраста малышу не предлагаются ни вода, ни соки, никакие другие продукты! 6 месяцев – это нижняя граница периода начала введения прикорма. В некоторых случаях предложения новой еды грудничку могут начаться и позже.
Необходимое дополнение: под исключительно грудным вскармливанием ВОЗ подразумевает следующее.
[ol]
Ребенок получает грудь так часто, как он этого захочет. Время каждого прикладывания к груди не ограничивается.
Обязательно присутствуют ночные кормления, по возможности организуется совместный сон с матерью.
Исключается использование пустышек, сосок и бутылочек.
[/ol]Только подобный стиль кормления обеспечивает младенца всеми необходимыми веществами для развития на протяжении первых месяцев жизни. Если вашему малышу еще не исполнилось полгода, то прежде чем вводить прикорм, рекомендуется наладить полноценное грудное вскармливание. Существуют разнообразные методики по увеличению количества молока, по переходу от смешанного вскармливания к исключительно грудному при постепенном отказе от промышленных молочных смесей, а также хорошо работают способы восстановления количества молока с нуля в тех случаях, где кормление грудью было прервано и заменено на полностью искусственное.
Следует добавить, есть довольно большая группа детей, которые к 6 месяцам не готовы усваивать что-то иное кроме женского молока. Это связано, прежде всего, с особенностями дозревания желудочно-кишечного тракта. У тех малышей, которые часто болеют, имеют риск возникновения аллергии, которые появились на свет через кесарево сечение или с помощью любых других медицинских вмешательств, чье двигательное развитие идет с замедлением, у кого наблюдаются отклонения в развитии нервной системы, а также у младенцев, получавших в прошлом помимо грудного молока дополнительное питание, жидкости или медикаменты – не будет наблюдаться готовности к введению прикорма в возрасте 6 месяцев. Но в этом нет ничего страшного! Можно спокойно ждать своего срока, продолжая в полном объеме грудное вскармливание и наблюдая за соответствием веса и роста ребенка его возрастной норме. Рано или поздно произойдет дозревание тех функций организма, которые отвечают за усвоение взрослой пищи, и малыш с радостью и без ущерба для здоровья начнет знакомство с прикормом.


Как правильно подготовить малыша к началу прикорма
Одним из базовых элементов подготовки, как уже было сказано выше, является наличие грудного вскармливания. Именно в молоке содержатся вещества, отвечающие за дозревание ферментативной системы желудка, формирование здоровой микрофлоры кишечника, создание барьера для проникновения аллергенов в кровь младенца, а также за множество других составляющих готовности желудочно-кишечного тракта к принятию новой пищи.
Следующим важным шагом к введению прикорма станет знакомство младенца с жизнью кухни и поведением за столом. Именно наблюдение за всеми манипуляциями, производимыми с продуктами питания, позволит маленькому человеку сформировать грамотное отношение к еде. Малыша интересует все: где хранятся продукты, как они выглядят в необработанном виде, что с ними делают в процессе приготовления трапезы, какие запахи при этом присутствуют, как бережно взрослые обходятся с тем, что выкладывается к ним в тарелку, как аккуратно и дружно проходит сам прием пищи. Одним словом, новый член семьи всеми доступными для него способами впитывает культуру отношения к еде, характерную для данной семьи, а также усваивает основные правила поведения за столом.
Практические советы, которые можно предложить на этом этапе:
позволяйте малышу присутствовать рядом с вами, пока вы готовите еду;
берите его с собой за стол во время приема пищи ;
научитесь контролировать поведение младенца у вас на руках, когда вы едите сами.
Детки в возрасте 4 - 6 месяцев часто проявляют очень горячий интерес к тем предметам, которые они видят на столе во время завтраков-обедов-ужинов. Иногда этот живой интерес принимают за чувство голода и, «жалея» малыша, начинают вводить прикорм. Не будем совершать подобной ошибки! Малыш требует не еду, а всего лишь ложки, тарелки, салфетки и прочие интересные вещи, которые лежат перед ним. Он хочет подражать действиям взрослых – тянуть ложку в рот, опрокидывать чашку, подносить ко рту и грызть салфетку… Он хочет всесторонне изучить свойства столовых предметов: как они стучат, пахнут, можно ли поместить их на язык… Он пристально вглядывается, как именно взрослые жуют и глотают пищу, тянется к ним в рот, стремится сам повторить подобные манипуляции с едой… Это – подражательное поведение, а не демонстрация голода и готовности к введению прикорма. Поэтому мы обязательно дадим ему со стола в руки все, что считаем допустимым: ложки, блюдца, тряпичные салфетки, кружки – одним словом, те предметы, которые не причинят ему вреда и за сохранность которых вы не переживаете. Когда малыш заскучает у вас на руках – можно предложить ему заранее приготовленную игрушку, спустить его рядом на пол, позволить поэкспериментировать с другими предметами кухонного обихода (кастрюли, половники и т.п.).
Подведем итог и выделим основные задачи подготовительного этапа к началу знакомства с взрослой пищей:
[ol]
Малыш наблюдает этапы приготовления еды и появления ее на кухонном столе.
Изучает свойства тех предметов, которые используются для еды (чашки, ложки и т.п.).
Составляет представление о правилах поведения за столом: как сидим, как поддерживаем чистоту, как манипулируем со столовыми приборами, как жуем и проглатываем продукты (а не выплевываем, например…), когда разговариваем и отвлекаемся от еды, позволительно ли залезать в тарелку к соседу и т.п.
Формирует общее представление об отношении человека к еде: что выбрасывают и почему, когда и как начинают и заканчивают общую трапезу, ценят ли окружающие труд по приготовлению пищи, какая еда появляется на столе в завтрак, обед или ужин, с каким настроением едят взрослые, какое место занимает еда в их жизни.
[/ol]

Как определить, что младенец готов к введению прикорма?
Первая группа признаков обусловлена наступлением определенной стадии развития головного мозга ребенка. В чем это проявляется?
- Малыш достиг необходимого уровня физического развития:
Может самостоятельно захватить еду руками, донести ее до рта, поместить кусочки пищи внутрь, прожевать, проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась.
Умеет движениями, знаками или звуками попросить еду, показать, что именно из еды он сейчас хочет.
Способен ясно выразить нежелание оставаться за столом дальше.
У него угас выталкивающий рефлекс языка – он без труда пережевывает деснами кусочки еды, не давясь ими и не испытывая позывов на рвоту.
- Появление пищевого интереса:
Интерес именно к еде, а не к предметам, выложенным на столе.
Не успокаивается, если ему вместо еды предложить поиграть со столовыми приборами, игрушками, салфетками и кастрюлями.
Не отвлекается от своего намерения получить пищу, даже если его вынести из кухни.
Не интересуется тем, как едят взрослые, не тянется к ним в рот, когда они жуют.
Вряд ли согласится вместо еды успокоиться сосанием груди.
Наблюдается устойчивый пищевой интерес, т.е. подобное поведение становиться систематическим, а не разовым.

Вторая группа признаков готовности к введению прикорма обусловлена наступлением необходимой стадии дозревания желудочно-кишечного тракта. Что в нее входит?
Отсутствие аллергических реакций после знакомства с новым продуктом.
Отсутствие рвоты после приема взрослой пищи.
Отсутствие проблем с пищеварением после проб незнакомой еды (запоры, поносы, вспучивания).
Если наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов после начала введения прикорма – то, даже несмотря на настойчивые просьбы малыша получить взрослую еду, не будем торопиться! Просто желудочно-кишечный тракт младенца еще не готов к перевариванию и усвоению прикорма. Нужно продолжить исключительно грудное вскармливание, дождаться исчезновения неприятных последствий введения новой еды и повторять попытки с интервалом не менее чем в одну неделю.

Теперь - внимание!
Малыш считается готовым к введению прикорма только тогда, когда произошло совпадение во времени первой группы признаков и второй. То есть у ребенка наблюдается достаточная физическая зрелость, устойчивый пищевой интерес и отсутствуют нежелательные реакции со стороны желудочно-кишечного тракта на прикорм. Во всех остальных случаях введение взрослой пищи будет считаться преждевременным.


Когда нельзя начинать вводить прикорм
Этих ситуаций не так уж и много. Не вдаваясь глубоко в подробные объяснения, просто перечислим их:
[ol]
Ребенок чем-то болеет, проходит медицинское обследование, принимает медикаменты, попал в больницу.
У него наступил период активного и болезненного прорезывания зубов.
Мама заболела, вышла на работу или учебу.
Семья только что переехала на новое место жительства.
В жизни малыша появилась няня или другой новый член семьи.
В семье наблюдается стрессовая обстановка – развод, ремонт, смерть родственников, бытовые конфликты.
Произошли резкие и существенные изменения в организации жизни младенца (начал посещать бассейн, развивающие занятия, поехал с мамой на море и т.п.).
[/ol]Для начала введения прикорма важно подобрать подходящий момент, который не совпадет по времени с вышеперечисленными ситуациями. Желательно дождаться , пока жизнь наладится, малыш приспособится к новым условиям, его здоровье нормализуется – и только после этого планировать знакомство с новой едой.


Самые важные принципы введения прикорма
Основное и самое главное - грудное вскармливание должно оставаться в жизни младенца в прежнем объеме. Нет никаких причин для уменьшения количества прикладываний к груди и сокращения ежесуточного объема кормлений женским молоком. Введение прикорма и сосание груди – два параллельных процесса, выполняющих разные задачи и имеющих разные цели. Уместно добавить, что маленький ребенок очень четко разделяет эти функции: например, для засыпания ему по-прежнему нужна грудь, а не 50 грамм творога, и для успокоения после полученного стресса – тоже. Грудное молоко имеет уникальный состав, подстраивающийся под нужды растущего организма. Даже на втором и третьем году жизни ребенка оно выполняет свои питательные задачи и отвечает за рост малыша и развитие многих функциональных систем. Способ введения прикорма по принципу замены грудного молока взрослым питанием не оправдан с точки зрения физиологии и психологии младенцев и, как правило, приводит к преждевременному прерыванию кормления грудью. В нормальной ситуации малыш, наряду с определенным объемом прикорма, получает женское молоко так же часто, как и раньше. Он может приложиться к груди до приема пищи, во время него или сразу после - чтобы «запить» новые вкусовые ощущения. Он продолжает кормиться грудью перед засыпанием, после пробуждения, ночью во сне и в любых других необходимых ему ситуациях.
Второй важный принцип: прикорм младенца выстраивается из продуктов материнского рациона. Именно с ними малыш познакомился за время беременности и грудного вскармливания. Именно они обеспечат плавное и безвредное знакомство с взрослой едой. Именно они застрахуют младенца от возникновения аллергических реакций. Надеемся, что рацион кормящей мамы будет достаточно здоровым и разнообразным, чтобы к нему можно было допустить маленького ребенка. Если же мама употребляет вредные продукты – значит, для нее с момента введения прикорма настал самый подходящий момент для перехода на качественное питание! Желательно предлагать малышу ту же еду, которую в данный момент подают к общему столу – чтобы мама и малыш получали одинаковые продукты одновременно. При этом необходимо следить за тем, чтобы младенец получал самые качественные кусочки и безвредные с точки зрения влияния на пищеварение.

Следующее важное правило: сразу же приучаем ребенка есть самостоятельно. Конечно же, минимальная помощь может быть допустима: мама следит за поддержанием чистоты вокруг малыша, подсказывает правильные движения, контролирует его поведение, разместив кроху в момент приема пищи на своих коленках. Однако, тот ребенок, который полноценно прожил подготовительный период к введению прикорма и начал знакомиться с взрослой едой в подходящий для него момент, вполне сносно способен пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой, может аккуратно доносить кусочки еды до рта – одним словом, действовать автономно при незначительном вмешательстве извне. Главное, чтобы введение прикорма не превратилось в пассивное открывание рта перед ложкой с едой, предложенной мамой. Необходимо поощрять самостоятельность младенца в приеме пищи с самого начала.

Четвертый базовый принцип при введении прикорма: младенцу изначально предлагаются продукты разной консистенции. Жидкости разной температуры, размягченные пюре, кусочки овощей или фруктов, твердые хлебобулочные изделия, непротертые супы, рассыпчатые крупы. Важно научить малыша полноценно использовать возможности челюстного аппарата, а также предложить стимулы для развития навыков жевания и глотания. При этом необходимо следить за безопасностью младенца при знакомстве с новыми продуктами: если он взял в рот кусочек, с которым неспособен справиться – не раздумывая долго, забирайте его у малыша изо рта!

Последний важный принцип: полный цикл введения прикорма составляет период в один год. Зарубежные медики предлагают достаточно медленные темпы увеличения объема взрослого питания, настаивая на том, что до полутора лет грудное молоко должно являться основным питанием младенца. В возрасте одного года другая еда, включая воду, кефир и любые жидкости, может составлять только 25 % от общего ежесуточного рациона маленького ребенка. Почему это важно? Во-первых, те вещества, которые входят в состав женского молока, не имеют аналогов в природе, а значит, что никакой продукт из взрослого рациона не сможет так же полноценно удовлетворить потребности растущего организма малыша. Во-вторых, именно в течение года ребенок естественным образом познакомиться со всеми сезонными продуктами, получив полное представление об экологической и социальной нише той культуры питания, к которой он будет принадлежать впоследствии. Обратим на этот пункт особое внимание – многие дети более старшего возраста едят с неохотой или вовсе отказываются от тех продуктов, которые они не попробовали в первый год введения прикорма. В-третьих, небольшие темпы увеличения объема взрослой пищи компенсируются богатым ее разнообразием. Малыш имеет возможность маленькими порциями съедать в течение дня большой список продуктов! Это гораздо важнее для адаптации желудочно-кишечного тракта к новой еде, чем регулярное употребление ограниченного рациона большими объемами.

Надеемся, что наша статья поможет вам подготовиться к введению прикорма и успешно пройти этот важный период в жизни вашего малыша!


Мария Гуданова, консультант по грудному вскармливанию, член МОО АКЕВ


Вернуться к началу 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
 
 Страница 1 из 1 [ Сообщений: 3 ] 




Список форумов » Дети » Грудное вскармливание


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

 
 

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти: