Итак, я оставила вас на пороге храма. Думаю сейчас самое время зайти в него, и познакомится с ним изнутри. Как уже говорила, в храмах допускалась роскошь. Не просто допускалась, она была там нужна. Один из элементов роскоши - скульптуры. Мне кажется (можете со мной поспорить), что в этом искусстве грекам нет равных по сегодняшний день. Их скульптуры - эталон. Именно греки рассчитали пропорции человеческого тела, вывели "правило золотого сечения" (правда так не они его назвали) Скульптура. Они были нужны грекам в храмах: большие статуи богов для внутренних помещений, статуи поменьше — для фронтонов, барельефы — для фризов. Людям тоже нужны скульптуры: победителям на больших состязаниях ставили статуи прижизненно, а простым людям посмертно — украшали барельефами могилы. Но не думайте, что эти изображения людей были портретные. «Слишком много чести!» — сказал бы грек. Статуя в честь олимпийского победителя изображала идеального атлета — не такого, каким был победитель, а такого, каким он хотел бы быть. А могильный барельеф изображал просто человека: мужчину при оружии, женщину за хозяйством, ребенка с игрушкой, — чтобы люди, глядя на памятник смерти, лучше оценили простые радости жизни. Могильная стелла: изображены мужчина и женщина, как видим и тут греки не изменяют ярким краскам. Вы не спутаете греческие статуи с римскими. У римских статуй вся сила в лице, а тело лишь подставка.когда римлянам нужно было менять статуи своих императоров, они порой снимали статуе голову и приставляли новую. С греческой статуей этого сделать невозможно: здесь на выражение лица откликается каждая подробность в теле, то смягчая, то усиливая его напряжение. римская статуягреческая статуя Древнейшие статуи были простые и прямые. Они стояли навытяжку, руки по швам, глядя прямо перед собой, как солдат перед фотографом. Мужские статуи были нагие, женские — одетые: на первых скульпторы учились точно передавать анатомию тела, на вторых — складки драпировок. Чуть позже я расскажу о шести статуях, каждая из них символизирует ступеньки, по которым восходили скульпторы к передаче гибкости и подвижности живого тела. Смотря на статуи в музее мы привыкли видеть их белыми, на самом деле все статуи у греков были цветными. А глаза? Они кажутся нам слепыми, только потому, что время не сохранило краску. В предыдущих постах я привела на рисунках как раз раскрашенные статуи и барельефы
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Шесть статуй - шесть ступеней, по которым видно как росло мастерство греков в передаче движения и гибкости живого теле в статуях 1. Гармодий и Аристогитон (афинские тираноубийцы). Первая парная скульптура, была поставлена после свержения тирании в Афинах. Ксеркс, захватив Афины, снял ее и увез в Персию. Когда персов прогнали, поставили новую, она и сохранилась в копиях: Аристогитон протягивает ножны, Гармодий выхватывает из них меч. Греки привыкли, что их однофигурные статуи симметричны: правая сторона фигуры точь-в-точь как левая. И первую свою двухфигурную статую они сделали так же симметрично: в центре оба героя вынесли вперед руки и выдвинули ноги, по краям — отвели их назад. Получилось очень цельно и величественно. ничего не напоминает? [cut=тык][/cut]
2.«Дискобол». Первая и удивительно смелая попытка неподвижной статуей передать движение. Для этого скульптор Мирон выбрал неуловимый момент между двумя движениями: атлет только что до предела раскачал свое тело в замахе и вот-вот рванется в посылающий толчок. Главным для скульптора было преодолеть привычку к симметричным фигурам, и он ее преодолел: никакой симметрии в статуе нет. Но он не преодолел другой привычки: его «Дискобол» рассчитан только на взгляд спереди, как картина; обходить его кругом неинтересно. Искания продолжались.
3.«Дорифор» («Копьеносец») — это статуя, которую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»). Здесь он рассчитывал те самые пропорции человеческого тела, которые должен соблюдать художник: какую долю тела составляет ступня, голова и так далее. Голова здесь укладывается в росте еще не восемь, а только семь раз: фигура сложена плотнее и крепче. Но главным у Поликлета было открытие перекрестной неравномерности движения тела: если из двух ног сильнее напряжена левая, то из двух рук — правая, и наоборот. (Вспомните: маршируя, вы делаете одновременно шаг левой ногой и взмах правой рукой, а потом наоборот.) Дорифор напряжен именно так: опирается он на правую ногу, а копье держит в левой руке. От этого все его тело приобретает естественную легкость и гибкость, «Дорифора» можно обойти и видеть: он не позирует, он живет.
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
4. «Афродита Книдская» стала каноном женской красоты, как «Дорифор» — мужской. Это была первая нагая женская статуя — до тех пор делались только одетые. Чтобы это не слишком поражало, Пракситель изобразил богиню как бы после купания: у ног ее — сосуд для воды, в руке — покрывало. Все равно это было непривычно; говорили, что статую Афродиты заказывали Праксителю жители острова Коса, он сделал две нагую и одетую; «заказчики поколебались и все-таки взяли одетую, а соседи их и соперники, жители Книда, отважились взять нагую, и это прославило их город; со всей Греции любители прекрасного ездили в Книд только затем, чтобы посмотреть на Афродиту Праксителя.
5. Красивое слово «Апоксиомен» означает всего лишь «обскребающийся»: юноша, полукруглым скребком счищающий с себя масло и песок после упражнений в борьбе. Это такой же атлет, как у Поликлета, но пропорции его стройнее, а поза свободнее: голова его укладывается в росте восемь раз, и стоит он настолько непринужденно, не обращая внимания на зрителя. Если «Дорифора» можно было обойти вокруг, то «Апоксиомена» нужно обойти вокруг — иначе ни с какой отдельной точки зрения полного впечатления от него не получишь. Именно этого и добивался Лисипп. Когда его спрашивали, как у него это получается, он отвечал: «Когда я начинал учиться, я спросил учителя, какому из мастеров подражать; и он мне ответил: „Природе“. Для Лисиппа „Апоксиомен“ был лишь одной из полутора тысяч сделанных им статуй, но потомкам он полюбился больше всех. Из Греции его увезли в Рим, там он стоял на площади, а когда один император вздумал перенести его к себе во дворец, то народ поднял такой ропот, что пришлось вернуть статую обратно.
6. «Лаокоон» словно переносит нас в другой мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь — старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба. Это вкусы новой эпохи, после Александра Македонского, когда искусство уже смелее играло с земными страстями. Лаокоон был жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей. Мы видим: один уже изнемог, другой еще только что схвачен, а между их опутанными телами — торс отца, который выгнулся в последнем напряжении, набравши воздуха и задержавши выдох: перед нами такое же мгновение неподвижности между двумя сильными движениями, как в «Дискоболе» Мирона. Статую эту раскопали в начале XVI в., и великий Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире.
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Греки любили яркость. Неудивительно, что они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. «Древнюю архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по описаниям», — сказал один ученый. Поэтому нам больше приходится принимать на веру то, что рассказывали греки о своих знаменитых художниках.
С чего началась живопись? С любовного свидания. Одной девушке было жалко расставаться со своим возлюбленным, и она сделала вот что: поставила его так, чтобы луна отбрасывала на стену его тень, и обвела эту тень углем. Юноша ушел, а тень осталась. Эта первая в мире картина будто бы долго хранилась в одном из коринфских храмов.
Греки рисовали, как рисуют дети: сперва чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово «мел»), лучшую желтую — из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали называть «фреска». А когда писали на деревянных досках, то приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом назывался «темпера», так работали средневековые иконописцы) или на растопленном воске (этот способ потом вышел из употребления, и секреты его утрачены). Эти рисунки восстановлены при помощи современных технологий и их описаний Еще одна погребальная стелла - воина фреска
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
постараюсь больше не прятать (если только по задумке)
Теперь давайте покинем храм, оставим место молитв и почитания богов, и отправимся дальше. Наш путь лежит в ....... театр Это для нас театр будничное дело, в любой день мы можем посмотреть афишу, выбрать спектакль и вечером пойти, если купим билеты. В Афинах это было не так. Представления давались только два раза в году — на больших и малых Дионисовых праздниках; не вечером, а четыре дня напролет, пятнадцать пьес подряд. Смотрели их, не зная заранее даже названий пьес, потому что все они ставились впервые и больше обычно уже не повторялись; и, наконец, без опасения за билет, так как театр вмещал 15 тысяч человек, а государство выплачивало зрителям (не актерам, а зрителям!) их дневной заработок, чтобы они могли эти четыре дня спокойно сидеть в театре. Потому что театр был не развлечением, а священным делом: это был местный афинский способ чтить бога Диониса. Сперва театральные представления в Афинах были только хоровые: хор в 15 человек мерно двигался то в одну, то в другую сторону перед алтарем и пел сначала воззвание к богу, после этого какой-нибудь поучительный миф, а затем молитву о милости. Но потом, еще при Солоне, кому-то пришло в голову поставить рядом с хором еще одного человека, который, надев маску, сам бы говорил от лица какого-нибудь участника мифа — вот так же, как архонт-жрец в маске изображал на празднике Анфестерий самого бога Диониса. Можно даже, чтобы сперва он говорил от одного лица, а потом от другого — например, за спутника Одиссея, а потом за самого Одиссея. Понятно, что при такой постановке актеру нужно было место, где сменить одежду и маску. Поэтому рядом с пляшущим хором стали ставить деревянную палатку, а заодно — расписывать ее переднюю стену в напоминание о месте действия: как лагерный шатер, или как фасад дворца, или как скалы и лес. Если актер выходил из передней двери палатки, это означало, что герой выходит из шатра, если из правой — то из лагеря, если из левой — то с поля боя. Палатка по-гречески называлась «скенэ», отсюда наше «сцена»; в Афинах актеры играли еще не «на сцене», а «перед сценой». А «плясовое место» хора по-гречески называлось «орхестра», отсюда наше «оркестр». Появление актера сразу сделало хоровые представления гораздо интереснее: об одном и том же событии актер говорил с одной точки зрения, как свидетель или участник, а хор — с другой, как сочувствующий. Тогда сделали следующий шаг — ввели второго актера. Теперь он мог вступать в разговор с первым, а хор на это время замолкал и пел песни лишь в промежутках между диалогами. Ввел это новшество поэт Эсхил.
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Немного интересных фактов. *Несмотря на большие размеры театра, зрители даже на последних местах слышали шепот артистов. эта удивительная акустика достигалась без всяких специальных устройств. Разгадку нашли недавно. Оказывается сиденья были сделаны из известняка, и выступают в качестве своеобразного фильтра, который срезает низкочастотные акустические колебания, а также глушат фоновый шум зрительского зала. *Чтобы зрители не страдалиот палящего солнца над трибунами театров и амфитеатров на канатах натягивали ткань. прообраз наших натяжных потолков *Актеры выступали в специальных башмаках их называли котурны. В них выступали артисты трагических ролей, что бы быть повыше, а значит и величественнее. Подошва постоянно росла и постепенно от размера всего, примерно, в 5 сантиметров подошва достигла длины в локоть. Напоминая больше ходули прообраз сегодняшних платформ и обуви на каблуке *Маски делали из древесной коры или плотной разрисованной ткани с чрезмерно большим отверстием для рта, которое, располагаясь особым образом, усиливало голос актера, чтобы зрители ясно слышали каждое произнесенное им слов. Внутренняя часть маски около рта выкладывалась серебром и медью и имела вид воронки Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье. представлял смуглый цвет лика маски,. болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. прообраз рупора *Яркая одежда означала, что актеры играют удачливых героев, несчастных одевали в серые и голубые одеяния, черный цвет считался траурным. В комедиях грудь и живот актеров подбивались подушками. У хористов не было обуви и масок, лишь короткая туника и гиматий; наряжались они также в птиц и животных
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Библиотека. Что-то я про нее совсем забыла. Может потому что Афины обходились без них? ....почти. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. После Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека. Папирусные свитки греки научились делать у египтян. Шириной они были с нашу обычную книгу, а длиной — метров шесть. Бывали и длиннее, но ими уже было неудобно пользоваться. «Большая книга — большое зло», — говорил александрийский библиотекарь, поэт Каллимах. Текст писался на них столбцами шириной в длинную стихотворную строчку. Обычно в свитке помещалась тысяча с лишним строк. Писатели к этому привыкли и сами делили свои сочинения на разделы — «книги» — приблизительно такой длины. Начало и конец свитка приклеивались к палочкам, чтобы за них держать. Держали свиток правой рукой, а разворачивали левой и, читая, перематывали его постепенно с задней палочки на переднюю. Если вы увидите какое-нибудь древнее изображение человека со свитком — приметьте, в какой руке у него свиток. Если в правой, то это книга еще не прочитанная, а если в левой — уже прочитанная. Строчки разлиновывали свинцовым колесиком, писали тростниковым пером, чернила делали из черного сока каракатицы или из «чернильных орешков» — наростов на дубовых листьях. Ошибки смывались губкой или попросту слизывались языком. Заглавия и заглавные буквы писались красным — отсюда выражение «с красной строки». Если книга делалась на продажу, то писец писал аккуратными прописными буквами: буква под буквой, как по клеточкам («по-печатному» —сказали бы мы); если для себя — то скорописью, как попало. Писалинеразделяяслов, а чтобы легче было читать, иногда расставлялинадстрокойзнакиударения. Паузы отмечали вертикальной черточкой. Много веков спустя из этой черточки получилась наша запятая. У книготорговцев были книжные мастерские, где изготовлялось сразу по многу экземпляров нужной книги. Ученые рабы-писцы (стоили они очень дорого) сидели в ряд и писали, а начальник прохаживался перед ними и внятно диктовал. Потом, в средние века, книги стали переписываться иначе: писец-монах сидел один в своей келье, держал перед собой нужную книгу и списывал с нее. Ошибок и те и другой делали очень много, но ошибки были разные: у древних переписчиков — слуховые, у средневековых — зрительные. Вместо слова «Иония» античный писец, недослышав, писал «Еония», а средневековый, недосмотрев, — «Нония». Поэтому александрийские ученые очень старались раздобыть для своей библиотеки самые древние, самые надежные рукописи. Царь Птолемей отдал приказ: на всех кораблях, что заходят в александрийский порт, производить книжный обыск; если у кого из путешественников найдется при себе книга — отбирать, делать копию и отдавать хозяину эту копию, а книгу оставлять для библиотеки. Самые надежные рукописи трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида хранились в Афинах, в архиве при театре Диониса. Птолемей попросил под большой залог эти рукописи, чтобы сверить с ними книги своей библиотеки. Афиняне дали, и, конечно, царь пожертвовал залогом, вернул копии, а рукописи оставил в Александрии.
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Разобраться в переписываемом подчас бывало нелегко. Представьте себе, что вы на полях вашего учебника записали со слов учителя какое-то добавление. Если учебник печатный, а ваше добавление, понятно, написано от руки, то спутать их невозможно. Если же и учебник, как в древности, рукописный, и добавление ваше рукописное, то легко подумать, что это случайно пропущенная фраза из учебника же и ее надо вставить куда-то в текст. Так античные переписчики и делали, а если получалось нескладно, то подправляли текст по своему разумению. Иногда ошибок нагромождалось столько, что ученые до сих пор не могут восстановить, что же было в первоначальном тексте. Не обходилось без соперничества. Цари малоазиатского города Пергама тоже собирали библиотеку. Узнав об этом, египетский Птолемей V запретил вывоз папируса из Египта, чтобы в Пергаме не на чем было писать. Тогда там изобрели новый писчий материал — пергамент. Это были овечьи и телячьи кожи, тонко вычищенные и выглаженные. Из них не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали их в книги, вроде наших. Пергамент был гораздо дороже папируса, зато прочней; кроме того, пергамент можно было изготовлять везде, а папирус — только в Египте. Это решило будущую победу пергамента: в средние века, когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамент. Но в древности папирус господствовал, и Пергамская библиотека так и не смогла догнать Александрийскую. Около 700 тысяч свитков было собрано в Александрийской библиотеке. Здесь хранилось все, что было когда-нибудь написано на греческом языке. Сам список этих книг (со справками об авторах и о содержании) занимал 120 свитков; составил его тот самый Каллимах, который сказал: «Большая книга — большое зло». Кроме главного книгохранилища пришлось выстроить второе. Они простояли шесть с лишним веков. Малая библиотека была разорена в 390 г. н.э., когда христианские монахи громили храм Сераписа. А большая библиотека была сожжена в 641 г. н.э., когда мусульманский халиф Омар взял Александрию. Говорят, он сказал: «Если в этих книгах то же, что в Коране, — они бесполезны; если не то же — они вредны».
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Ну что ж. Наше путешествие подходит к концу, вернемся теперь туда, откуда его начинали: агору (площадь). Значительную часть площади занимает постройка с колоннами вдоль фасада, которая называется стоей. Защищая от дождя зимой и палящего солнца летом, стоя давала приют торговцам вещами более презентабельными, чем продукты. В лавках, расположенных за колоннами нижнего ряда, продается посуда, одежда, светильники, благовония, произведения искусства, ювелирные изделия. В тени колоннады афиняне наслаждаются обществом друзей, подолгу философствуют, подкрепляясь купленными у разносчиков едой и напитками. Крестьяне-торговцы из окрестных сел устраились в большой крытой палатке посреди площади и предлагают покупателям фрукты, овощи, молочные продукты, стоя за высокими прилавками. Продавцы мяса и рыбы раскладывают товар на мраморных плитах, чтобы тот оставался прохладным в течение дня. За всеми торгующими на агоре следят должностные лица. Агорономы проверяют качество продуктов питания. Ежегодно избираемые метрономы контролируют рыночные весы и собственно систему измерений с помощью эталонов веса: мерных кувшинов и чашек. Давайте оставим их заниматся своими и делами и вернемся в наш век. Век прогресса, который древние греки так не любили.
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Решила я в следующее путешествие отправится в средние века, в замок какого-нибудь феодала. Но тут наткнулась на интересную статью про ..... Деда Мороза. Вообщем, замок феодала подождет, а вас я хочу пригласить в избу Деда Мороза. Это ведь тоже история, пусть и немного сказочная. Мы все знаем, что появление Санта-Клауса, связывают со Святым Николаем, который был очень добр и помогал беднякам, подбрасывал им через дымоход мешочки с золотом. Возле камина обычно сушились башмаки бедняков, мешочек попадал в них, отсюда и взялась традиция класть подарки в башмаки или сапожки. А откуда же взялся Дед Мороз? Многие отвергают версию про Святого Николая, полагая, что наш дедушка - образ особенный. Возник на Севере, где долгая ночь и холода определяли жизнь человека и заставляли его поклонятся тем силам, что останавливали реки и замораживали все вокруг. Его отражение можно найти в сказаниях северных славян, сказках. В сказаниях описывается три образа такого духа: *Позвизд (Посвист, Похвист) - дух непогоды и бурь. Его плащ - ветер, если он тряхнет головой - пойдет град, с полы его одежды падает снег, с уст его сходят туманы; *Зимник (Мороз Трескунец) - невысокий седой старик, с длинной белой бородой. В руках булава, там где он пройдет - будет стужа; *Карачун - подземный злой дух, повелитель морозов Скорее всего Дед Мороз - собирательный образ этих трех духов, он из злого на протяжении веков превратился в доброго и справедливого. Старенький стал
Мы с вами пойдем в гости к Деду Морозу сегодняшнему, в Великий Устюг, поэтому одевайтесь потеплее
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Итак, Великий Устюг. Там ныне проживает Дед Мороз. Северо-восток Вологодской области, где сливаются две реки Сухона и Юг, в одну - Северную Двину. Там и расположена изба Деда Мороз. Впрочем, избой ее трудно назвать, это терем. Раньше терем был из снега и льда, теперь деревянный, что бы гостей не морозить. В доме много комнат: *тронный зал для приема гостей *рабочий кабинет *спальня-опочивальня *гардеробная *мастерская *елочная
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Конечно, мы, взрослые, хорошо понимаем, что все это коммерческий проект, но, согласитесь, сделанный неплохо. Попадая туда, на какое-то время даже начинаешь верить, что это настоящий Дед Мороз. А на самом деле, кто знает? Кстати, отношение церкви к такому проекту не однозначное. С одной стороны - это языческий дух, а с другой - это русская традиция. В конце-концов порешили, что церковь поддержит этот проект, при условии, что Дед Мороз станет крещеным. Я плохо себе это представляю, а вы? Здесь я могу лишь рассказать (по сказаниям), как можно отличить настоящего Деда Мороза. Во-первых, Дед Мороз не одевался в красное, изначально его цвета были синий и белый, богато украшенные разными узорами. Красное одеяние появилось после революции. Только в этом цвете он смог вернутся к детям на праздник. А у Санта Клауса, красное одеяние - это маркетинговый ход компании кока-колы (простите за русский). Ну, представьте святого, который тайно помогает бедным, а сам одет в красное Во-вторых, У Деда Мороза должны быть специальные трехпалые варежки (они символизирует его принадлежность к духам), а в руках – посох, наверху которого красуется бык или месяц(символ власти над холодом). В-третьих, шапка. Ну что за несерьезный колпак у Санта Клауса. Шапка должна быть похожа на боярскую. перед нами ведь могущественный дух, а не шут В-четвертых, обувь. Только валенки В-пятых, борода. Настоящая, длинная растрепанная ветрами, он же повелевает ими. В-шестых, рост. Я не могу представить Деда Мороза маленьким и тощим, он настоящий властелин Нового Года Ну и, наконец, Снегурочка. В одном из сказаний, я встретила упоминание о жене Зиме - особа злая. Может поэтому почти не сохранилось никаких сказаний о ней. Ну и по мелочи. Подарки наш Дедушка оставляет только под елкой, нет каминов в нашем климате. Ездит в санях на лошадях, в крайнем случае пешком на лыжах. Не носит очков ну как такой дух будет близоруким. И бездонный мешок с подарками. Если вы увидите такого Деда Мороза, вам повезло он настоящий
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
В этот раз, я хочу пригласить вас прогулятся по старинному замку, эпохи феодализма. Если вы помните из истории, после античного мира, происходит упадок европейской культуры. Потребовалось несколько столетий, что бы преодолеть его.
Поэтому, мы с вами перенесемся сразу в X-XII век. Всякое развитие исчезло, торговля и промышленность были в застое, а о литературе и искусствах нечего было и говорить. Именно поэтому раннее средневековье ещё называют тёмным. Владельцы завоёванных земель обыкновенно строили укреплённые замки с зубчатыми башнями, окружённые грубокими рвами с подъёмными мостами. Замок - укрепленное жилище феодала, возводились с 10 века, самые ранние были сделаны из дерева, поэтому не сохранились. Строились они по одному типу: укрепленный оградой и рвом донжон. Донжон - это массивная башня, служила жилищем феодалу и его семье, и был последним оплотом, если вдруг враг проникал сквозь все защитные укрепления. Но об этом немного попозже. Сначала как всегда переоденемся. Благодаря глубокому влиянию религии, тело старались закрыть как можно плотнее, и в одежде получил распространение кроеный и шитый костюм. Покрой одежды был одинаков для всех, различия проявлялись только в качестве ткани и украшениях. (эх, куда делись греческие костюмы, которые можно было одеть так, что ничего они не скрывали) Стиль, который сложился в это время, позже назовут романским. Он появился благодаря скрещиванию двух культур — римской, античной и местной, варварской. Женский костюм, состоит из двух туник, надетых одна на другую; эти туники длинные, до низа. Под нижнюю тунику надевают полотняную рубашку — камизу. Туники назывались котт и сюрко.
Рукава у котт были длинные и узкие, у сюрко — иногда короткие и широкие, а иногда их совсем не было. Позже рукава сюрко делались и длинными, расширявшимися от локтя и свешивающимися до земли. Сюрко иногда подпоясывали поясом, спускавшимся до бедра. Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали голову платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой, со свободно падающими или заплетенными в косы волосами. Силуэт костюма был близок к трапеции: одежда, узкая в плечах и сильно расширенная книзу. Обычно платья имели, глухой закрытый ворот. С XI века длинный подол юбки стали подбирать сбоку и спереди и драпировать на животе. Такая драпировка была связана с тем, что в этот период большим почтением пользовались беременные женщины. Потому что массы людей гибли в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население. Идеал красоты женщины определяет образ Мадонны, Богоматери. НО... Все мы слышали про прекрасную даму, даму сердца рыцаря. Она должна была выглядеть по другому: преданной, нежной, хрупкой, с тонкой талией и светлой кожей, иметь золотистые волосы, светлые голубые, зеленоватые глаза, красиво очерченные яркие губы и щеки цвета нежной розы
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Переоделись? Идем в замок. Прежде всего, замок должен обеспечивать безопасность и защиту от врагов. И все, экстерьер и интерьер, служат именно этой цели. Во-первых, такие жилища возводили в труднодоступных местах - на отвесных скалах, излучинах рек, на островах. Во-вторых, окружали замки рвами и заполняли их водой, перебратся через них можно было только по деревянному подъемному мосту или переносной лестнице. Иногда рядом с большими воротами располагали калитку со своим подъемным мостом В-третьих, внешние стены делали ниже внутренних. В случае штурма враги, взобравшиеся на первый пояс укреплений, попадали под стрелы лучников, стоявших на внутренних стенах. Внутренние и внешние стены завершали зубцы (в том числе в форме ласточкиного хвоста) и выступающие за их линию навесные бойницы. Стены дополнительно укреплялись башнями. Ну и, наконец, на случай долгой осады замок был снабжён всем необходимым. На его территории находились не только жилища хозяев и прислуги, но и капелла (часовня) для молитв, колодец, амбары и погреба, сад с лекарственными растениями и т. п. И даже подземный ход, выходящий далеко за пределы замка. Главным зданием становится не дворец, а донжон – высокая каменная башня. Именно в донжонах принимали гостей, устраивали пиры и вели повседневную семейную жизнь. Донжон состоит из нескольких этажей. На каждом этаже просторный зал, обогреваемый огромным камином. Отдельные комнаты появятся позже. Этажи соеденяются винтовыми лестрицами
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..
Итак, замок изнутри. Сразу хочется сказать о гигиене, мы все наслышаны о немытости обитателей замка. В какой-то мере это правда, связано с тем, что в те времены устройство колодца было довольно сложным процессом. В основном замки строились на возвышении, и что бы выкопать колодец , требовались года (известны случаи, когда глубина колодца достигала 140 метров). Естественно, водоснабжение важная задача, но когда вода достается таким путем, то личная гигиена отходит на второй план. Больше того, иногда прорытие колодца стоило столько же, сколько и все внутренние постройки замка. Главным зданием в раннее средневековье был донжон. Это самая мощная и высокая башня, полностью автономная. Когда враги прорывались в замок через все линии обороны, население замка укрывалось в нем и могло выдержать очень длительную осаду. Стены донжона такие толстые, что разрушить башню практически невозможно. В основание башни располагают подвал, который использовался как кухня с кладовой, а иногда и темница для пленников. Выше главный зал, он же столовая и общая комната, занимающий весь этаж, обогревается огромным камином. Но даже его не хватает, что бы обогреть эту огромную комнату (занимающую весь этаж), поэтому в глубине комнаты отапливали железные корзины с углем. Следущий этаж. Здесь располагаются палаты семьи феодалов. В раннем средневековье перегородок практически не было, чуть позже роль перегородок стали выполнять паласы, а еще позже уже появились деревянные перекрытия. И под самой крышей донжона располагались караульные помещения, где располагались стражники замка, хранились орудия, одежда, доспехи.
_________________ мои рукоделки Раньше погулять отпрашивалась у мамы...Теперь - у мужа... Блин, у мамы проще было..